Конфликты на работе

Konflikty6Конфликты — столкновение противоположных целей, мнений, интересов. Чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни.
Люди вызывают друг у друга раздражение своим поведением, манерой общения, отношением к работе и к окружающим.

Конфликты ассоциируют с агрессией, угрозой, спорами, враждебностью. Они могут быть разрушительными или конструктивным.

Разрушительным конфликт является тогда, когда он слишком мал или наоборот силен:

  1. Когда он мал, то остается незамеченным и не находит адекватного разрешения. При этом столкновения кажутся незначительными, чтобы люди попытались что-либо изменить.
    Например: вы постоянно сталкиваетесь с человеком, у которого на все случаи жизни существует свое мнение. Что бы вы ни говорили — он вас не слышит. Хотя делает вид, что внимательно слушает. При этом, все попытки достучаться до него сводятся к нулю. Ссор и скандалов нет, а неприязнь растет.
  2. Конфликт, достигший сильного состояния, вызывает у людей стресс и ведет к снижению сплоченности коллектива. Решения принимаются на эмоциях и не обладают мотивирующей силой. Организация распадается на глазах.
    Например: кто-то откровенно «накосячил». Руководитель вместо того, чтобы спокойно во всем разобраться срывается на всех, обвиняет и лишает премии как виноватых, так и невиновных. Возмущение и негодование всего коллектива рано или поздно приведет к бунту.

Конструктивным конфликт является тогда, когда он служит для мотивации людей. Развитие такого конфликта сопровождается активным обменом информации, высказыванием разных точек зрения, обсуждением мнений и желанием понять друг друга.
Например: при решении какого-либо вопроса сотрудники разошлись во мнениях. Возможно даже вспылили. Но для достижения общей цели: собрались, высказали свои точки зрения, обсудили все разногласия и пришли к единому решению.

Типы конфликтов:

  • внутриличностный
  • межличностный
  • конфликт между личностью и группой
  • межгрупповые

Внутриличностный (внутри личности) конфликт — состояние неудовлетворенности человека обстоятельствами его жизни. Это противоречие его интересов, стремлений и потребностей. Попытка достичь взаимоисключающих целей, порождающих аффекты и стрессы.

Межличностный конфликт — самый распространенный тип конфликта. Возникает между людьми, при несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей. Вовлекает несколько человек, находящихся в оппозиции друг ко другу (с позиции целей, ценностей и ли поведения).

Внутригрупповой конфликт столкновение между членами одной группы людей: смена руководства, появление неформального лидера, психологическое давление внутри группы

Межгрупповой конфликт — столкновение двух или более групп общества или одной организации. Например: конструкторы против маркетологов, рабочие против руководства, «трудяги» против «лентяев», вегетарианцы против мясоедов и т.д.

Структура конфликта. В конфликте всегда присутствуют:

  1. объект конфликтной ситуации
  2. цели или мотивы
  3. участники конфликта
  4. повод столкновения (зачастую истинный повод конфликта тщательно скрывается)

 Как решать конфликты: управление конфликтом

Широко распространено мнение о том, что в споре рождается истина.
Да, бывает, иногда в споре может родиться истина. Но, как правило, она там рождается с таким трудом и в таких муках, что гуманный человек ее может только пожалеть. Зачем мучить истину и спорщиков, когда есть более благоприятные условия для появления истины на свет — доброжелательное и конструктивное обсуждение. Спор-это интелектуальная драка, поэтому, если вы любите истину и бережете отношения, не провоцируйте спор категоричностью. Важно не то правы вы или нет, а важно, что собеседник при этом чувствует неуважение к своему мнению, и это настраивает его против вас.

Не спорьте с теми, с кем спорить бесполезно (недалекий, но упрямый собеседник). Доказываешь одно, а он будет утверждать противоположное. Доказываешь противоположное, а он теперь будет доказывать обратное тому, что говорил только что. Главное — никогда не начинайте спора, если вы действительно хотите в чем-то разобраться, тем более — разобрать вместе с собеседником.

Konflikty4

Основное правило сформулировано несколько столетий назад:
«Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой».
Перед вами Собеседник. Сосредоточьте все внимание вокруг него. Он может быть невоспитанным, невнимательным, глупым или агрессивным. Примите его таким каков он есть. Постарайтесь найти в нем положительные качества и акцентировать свое внимание на них. Дайте понять человеку, что он достоин вашего внимания и уважения. Конечно, это нелегко. Но зато эффективно.

Не нужно лицемерить. Нужно отучить себя от привычки противоречить по любому поводу. Научите себя находить то, что может вас  сблизить. То, что волнует вашего собеседника, должно волновать и вас. Даже если вам не нравятся его эмоции и душевное состояние, попробуйте найти то, что интересно вам обоим. а потом направьте разговор в нужное вам русло.

Надо стремиться к согласию, но и не надо бояться разногласий. Разногласия вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований, недовольств, ссор и конфликтов. Пусть собеседник заблуждается, если его мнение никому не мешает, оставьте его в покое. Его право — иметь собственную точку зрения.

Поведение в конфликте

Если человек грустит зря и бессмысленно — погрустите вместе с ним, а потом мягко подтолкните его к другому настроению.

Человек возмущается не по делу — разделите его негодование, а потом постарайтесь переориентировать его на более терпимое и мудрое отношение к тому, что его возмущает. Не нагнетайте напряженность, контролируйте каждое сказанное слово. Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все-равно создают напряженность. Не подливайте масла в огонь.

Konflikty2

Никогда не обвиняйте собеседника. Лучше задайте нужный тон: корректный и уважительный. Стройте общение «на равных», а не с позиции сверху. Именно такого общения ожидают от вас ваши собеседники.

Избегайте в разговоре обидных преувеличений и крайностей. Не стоит злоупотреблять словами: «все, никто, всегда, никогда, везде, нигде…». Старайтесь говорить аккуратнее: «кто и когда». Речь должна быть определенной, но не резкой и категоричной.  Не задевайте того, что дорого человеку: людей его круга, увлечения, идеалы и ценности.

Берегите собеседника— избавьте его от обид. Если вы такой умный, что заметили ошибку или неточность, нужно оставить это открытие для себя. Если уж нужно поправить, то делайте это максимально тактично.  Советы редко учат людей, но часто злят. Поэтому давайте советы тогда, когда вас спрашивают. И только такие, за которые вам будут благодарны.

Имейте свое мнение. Не соглашаться — ваше право. Способность самостоятельно мыслить и иметь собственные взгляды и суждения —  достоинство зрелой личности. А вот стремление всегда возражать и спорить, как правило признак незрелости. К сожалению чаще всего встречается робкое и несамостоятельное мышление, великолепно сочетающееся со склонностью к спорам. У большинства из нас нечто подобное сохраняется на протяжении всей жизни. Столкнувшись с другим мнением, мы торопимся возразить, а не понять его.

Путь мира и истины — это другой путь. Его философия такова: старайтесь не победить, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Помогите ему сформулировать его мысли, даже если вы с ним не согласны. Иногда это самый эффективный способ переубедить собеседника. Для этого: ищите то в чем он не прав, старайтесь согласиться, а не возразить, признавайте возможность своей неправоты, не давите, аргументируйте …

Главное правило — не делать злого шага в ответ на свои домыслы о недостойных намерениях партнера. Не стесняйтесь поговорить и выяснить свои отношения.
Совместно обсудите возникшую проблему:

  • уточните какие поступки вы видите как причину спора и какие видит он
  • проанализируйте ваше и его поведение, в чем ваши мнения расходятся, а в чем едины
  • в чем корень противоречий; что неприемлемо для него в ваших поступках и явилось толчком в возникновении конфликта
  • какие действия не только удовлетворяют вас обоих, но и эффективны для нейтрализации конфликта

Если вы не согласны и хотите возразить:

  • удостоверьтесь, что вы правильно поняли своего собеседника
  • согласитесь в том, в чем он прав
  • выделите дельное в его словах
  • тактично выразите свое несогласие
  • поясните, почему вы не согласны с его мнением
  • выскажите свою позицию.

Конечно этот путь длинен. Но если вы им овладеете, ваши переговоры станут короче и эффективнее.

 Юмор 

Konflikty8

Без юмора и жизнь пресна и одноцветна. Юмор прекрасен, но не так уж безобиден. Юмором можно разозлить и унизить, даже не желая этого.

  • Есть юмор абстрактный — про жизнь. От него будет весело всем и никому не будет обидно.
  • Есть юмор «на себя» — я смешной, если человек не боится оказаться в роли шута.
  • Есть юмор «мы смешные» — он хорош между друзьями. То, что хорошо между друзьями и под хорошее настроение, в других случаях может создавать напряжение.
  • Самый опасный и распространенный юмор — «ты смешной».  Смешно всем, кроме того, над кем смеются. Прежде чем отпустить шутку, подумайте о последствиях. Безнаказанно подшутить над кем-то приятно, но это получается редко. Чем выше у человека нравственное развитие, тем меньше у него желания над кем-то шутить.

Статьи по теме:

 

Добавить комментарий