Первое впечатление

depictПервое впечатление о человеке порой оказывает решающее влияние на все последующие отношения с ним. Оно задает общее, тональное восприятие, протекая на уровне чувств и эмоций.

При этом мы сразу даем оценку в виде штампа: «приятный — неприятный — неотразимый». Если приятных и неприятных людей множество, то «неотразимых» — единицы. Каждый встречал таких людей, оставивших след в его жизни либо ярким внешним впечатлением, либо своим имиджем, либо интеллектом.

Имидж — это целенаправленно сформированный образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое влияние на кого-либо (обычно с определенной целью). имидж подчеркивает те или иные человеческие качества, гипертрофируя их иногда до невероятной степени.

Имиджи бывают естественные и искусственные. Например, с имиджем американского ковбоя ассоциируются: джинсовый костюм, шляпа, сапоги, широкие плечи и открытое лицо. Искусственный имидж создается в процессе работы над собой певцами, актерами, деловыми людьми и политиками.

Психология первого впечатления

depictМнение других 

Как ни странно, но даже отрывочного описания человека достаточно, чтобы это повлияло на ваше суждение о нем. Если нам говорят, что этот человек исключительно интересен и остроумен, то встречаясь с ним, мы инстинктивно ждем этого, наблюдая его со стороны. Следовательно, готовясь к важной встрече, постарайтесь создать о себе положительное мнение через общих знакомых.

 

Эффект снисходительности-ужесточения

Большинство людей, видя незнакомца, снисходительны к оценке его недостатков. Не замечают их или преувеличивают положительные качества.

Однако есть люди, которые, наоборот, на всех смотрят сквозь черные очки подозрительности и сомнения. Они замечают в основном недостатки других и ждут, когда те докажут свою порядочность на деле.

Поэтому запомните, что есть небольшой процент людей, на которых внешне повлиять очень трудно. Такова уж структура их личности. Постарайтесь не замечать недостатки других, тогда и в вас тоже будут видеть только хорошее.

Гало-эффект

Это эффект влияния общего на частное. Когда мы первый раз видим человека, то оцениваем его в терминах «приятного» или «неприятного». Детали размываются.

Гало-эффект размывает детали впечатления, формируя общую, целостную оценку субъекта. Поэтому, ваш внешний облик должен сразу «бросаться в глаза».

depict1Стереотипы восприятия

Если вы привыкли общаться в деловой среде, то каждое новое лицо, резко отличающееся от стандартного образа/стереотипа — сразу бросается в глаза, производит неотразимый эффект.

Людей выделяют по стандартным образам: этническим и групповым (производственным, возрастным и т.д), внешним данным (высокий — низкий, толстый — худой и т.д.). Сюда относятся и стереотипы физических недостатков (очки — у интеллектуала), голоса (хриплый — у курильщика), речи, мимики, походки и др.

Видя стереотип, мы ждем от него и соответствующие закономерности проявления. Если перед вами японский бизнесмен — вы ждете от него восточной учтивости и хитрости, от француза — галантности и т.п. Неотразимый человек должен уметь сочетать самые разные стереотипы поведения, чтобы в любой среде чувствовать себя «как рыба в воде».

 Доминирующая потребность

Если вы встретитесь с человеком, нуждающимся в вас, то вы это заметите. Он будет смотреть на вас, как голодный сборщик клубники на ягоды.

Мотивация вызывает особую чувствительность к предмету неудовлетворенной потребности. Этот человек готов уже заранее снять шляпу и расшаркаться перед вами. Обанкротившийся предприниматель видит в каждом бизнесмене источник финансирования и идет к нему с поклоном.

Поэтому, готовясь к важной деловой встрече, постарайтесь выяснить какая основная потребность является движущей силой поведения этого человека. Создайте себе такой имидж, что только вы сможете наилучшим образом удовлетворить его основную потребность. Тогда уже при первой встрече люди будут льнуть к вам.

Психическое состояние 

Если вы в хорошем состоянии, то видите мир в светлых тонах. Более того, это насторение передается окружающим, привлекая к вам взоры и симпатию других людей. Если вы преуспевающий человек, то это сразу бросается в глаза.  и к вам потянутся еще больше.
Человек, имеющий скверное настроение, вызывает к себе такое же отношение. Старайтесь всегда быть в хорошем настроении.

depictЗащитные механизмы

Каждый человек быстро чувствует настроение собеседника и воспринимает его, как свое. То есть, мы сравниваем других со своим «Я».

Нам кажется, что себя-то мы хорошо знаем, поэтому на фоне своего «Я» другие воспринимаются лучше. Это своеобразная проекция других на себя. Однако механизм проекции искажает восприятие в отрицательном плане. Ведь наше «Я» — субъективно.

Например, многие люди с расшатанной психикой склонны заподозрить в вас отрицательные намерения в отношении себя — достаточно лишь дать минимальный внешний повод. Противоположным проекции является механизм эмпатии — способности прочувствовать настроение собеседника изнутри, увидеть систему его мотивов, упорядочить — улучшить его восприятие.

Практический вывод из этого следующий: не затрагивайте защитные механизмы других, их «больные струны», «не сыпьте соль на раны». Выявите, что является эталоном моральных качеств у собеседника, и станьте таким эталоном в его глазах. Тогда проекция отступит на задний план, а человек будет чувствовать к вам симпатию и непреодолимое влечение, как к своему кумиру.

Упрощение

depictКаждый человек хочет быстро и четко воспринимать мир, однако при первом впечатлении схватываются лишь самые главные и важные для этого человека черты и качества, то есть — упрощение восприятия.  Нельзя объять необъятное.

Но порой человек склонен по одному факту сделать вывод и потом составить суждение о собеседнике.

Например, авторитетный человек часто видит мир только в белом или черном свете, не замечая переходных тонов. Поэтому очень важно при первой встрече сразу создать себе привлекательный имидж. Запомните: чем меньше деталей и чем большего будет при вашем первом разговоре,  тем ярче вы будете выглядеть в глазах собеседника.

По материалам семинара тренера-консультанта по имиджу и харизме Георгия Кропина.

Статьи по теме:

Добавить комментарий