Дисциплина

Дисциплина

Дисциплина должна быть в каждой семье, как и в каждом обществе. Везде есть свои правила по отношению к другим людям, вещам и окружению. Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка этим правилам «игры» и следить за их выполнением.

Значение слова «дисциплина» заключается в следующем: воспитание, обучение, корректировка, уход. Исходя из этого, мы можем быть полностью согласны с поговоркой: «Кто без наказания растет, тот без славы умрет».

Нам нравятся добрые, уважающие, общительные и отзывчивые дети. И мы хвалим родителей за их труд. Такие семьи воспитывают своих детей в правильном соотношении любви и дисциплины.

disciplineИ наоборот: мы с трудом терпим эгоистичных, требовательных, непослушных детей, которых часто видим на улице, в домах наших друзей или соседей. Это обычно случается там, где не существует твердых правил поведения, а одинаковые действия не влекут за собой одинаковых последствий.

Без дисциплины дети так и не перерастут свои приступы детской злобы и подросткового бунтарства. Скорее эти негативные формы поведения станут частью их эгоистичной, корыстной и наглой личности.

Почему некоторым легко воспитывать своих детей, а для других воспитание превращается в ежедневную борьбу?

Многие родители находятся на грани растерянности по отношению к дисциплине. Мы признаем, что правила нужны, но методы установления границ отсутствуют. В этой ситуации многие прибегают к принуждению, угрозам и физическому наказанию — методам, которые применяли родители во времена нашего детства.

Наша задача заключается в том, чтобы найти позитивные, не приносящие ущерба ребенку способы установления границ и поддержания дисциплины. Мы знаем, что насилие порождает насилие. Кому угрожают и бьют дома, тот угрожает и использует физические методы воздействия в кругу друзей.

 Примеры обучения дисциплине

disciplineОбратите внимание на спортсменов-олимпийцев. Послушайте их рассказы об упорных тренировках, победах, поражениях, удачах и неудачах. О том, как они преодолев боль и разочарование все-таки смогли добиться успеха. Годы их труда и дисциплины были вознаграждены. Может не всегда медалью, но всегда удовлетворением выполненной задачи.

Не только спортсменам нужна дисциплина. Чтобы стать музыкантом, художником, бухгалтером, хирургом, пилотом, чтобы что-то достичь в жизни или в каком-либо деле тоже нужна определенная дисциплина.

Родители — это тоже наставники, тренирующие детей для жизни в этом мире. И на них лежит огромная ответственность. Правильное сочетание любви и дисциплины позволит сформировать у детей те качества характера, которые сделают их полезными, а не опасными для общества.

«Воспитать в человеке ум, но не мораль — значит вырастить угрозу для общества», — Президент Теодор Рузвельт

К сожалению, некоторые родители не приучают своих детей к дисциплине, или же их усилия оказываются неэффективными. Борьба с негативным поведением в семье может болезненно восприниматься всеми домашними и серьезно повлиять на их взаимоотношения. Почему так происходит? Нужно помнить, что наши чувства определяют наши действия.

Рассмотрим чувства родителей

«Я боюсь, что мой ребенок не будет меня любить.» Такие родители испытывают страх отчуждения. Они действуют скорее как приятели, желающие угодить. На самом же деле твердость и последовательность более эффективны и дети постепенно приучаются уважать тех, кто дисциплинирует их. И наоборот, теряют уважение к тому, кто во всем им потакает, особенно в подростковом возрасте. Дети могут по-разному демонстрировать неприязнь и даже ненависть к своим родителям, если получают отказ в том, чего желают. И поэтому гораздо эффективнее стремиться к равновесию во взаимном уважении.

«Мы не знаем как поступать в конфликтной ситуации. Мы боимся не справиться». Родители боятся, что не смогут остановить эмоциональный взрыв: споры, крики, пререкания, плач, нытье и дурное настроение. Они думают, что поведение ребенка будет только ухудшаться и в конце концов совсем выйдет из-под контроля. А когда это происходит при посторонних, им становится больно и стыдно. Ребенок, спорящий или кричащий обычно ждет, что родители будут делать то же самое: кричать и спорить. Если родители переходят на крик — ребенок побеждает. Для него это переходит в игру, благодаря которой ребенок раз за разом вызывает одни и те же реакции своих родителей.

«Мы не хотим, чтобы наш ребенок был несчастным. Мы чувствуем себя виноватыми в этом.» Последствием плохого поведения бывает наказание. Это обычно неприятно, приносит дискомфорт и уныние. Ребенок чувствует боль (необязательно физическую), поэтому он может быть несчастен и даже разгневан. Это огорчает родителей — ведь никто не хочет видеть своих детей несчастными. Родители могут испытывать чувство вины, считая, что именно они стали причиной дискомфорта и расстройства. На самом деле ребенок сам стал причиной своего дискомфорта, когда проявил непослушание. Родителям в процессе воспитания важно помнить об этом! А вот родители, не приучающие своего ребенка к дисциплине, действительно становятся причиной его дурного поведения.

«Пока он маленький, меня не волнует его плохое поведение. Он вырастет и сам научится себя вести.» Родители, никак не реагирующие на плохое поведение своего ребенка, тем самым ка бы говорят ему: «нам безразлично, делай что хочешь.» Однако детям нужны установленные родителями границы. Когда взрослые закрывают глаза на плохое поведение ребенка, то став взрослым он вряд ли сможет контролировать себя сам. Дети уязвимы для внешних воздействий как хороших, так и плохих. Им необходимы наставления родителей. Чтобы чувствовать, что они любимы и родителям не безразлично их будущее.

educationОтсутствие дисциплины может привести к отклонениям в поведении. Такие дети будут сваливать вину за свои проступки на других людей, в том числе и своих родителей. Научатся манипулировать другими, чтобы получать желаемое. Вырастут эгоистичными, ленивыми, самоуверенными, придирчивыми и наглыми. В жизни они будут также несчастливы, как и их родители.

«… Разве есть такой сын, которого бы отец не наказывал? Любое наказание кажется нам скорее причиняющим боль, чем несущим радость. Но в последствии те, кто был научен наказанием, пожинают урожай праведности и мира».

Родителям может быть трудно призывать своего ребенка к порядку, когда он нарушает установленные правила. Но тем не менее, правильное воспитание подобно страховочному канату поможет ребенку придерживаться нужного курса и упасть в пропасть. Жить в этом мире нелегко и не всегда приятно. Став взрослыми, дети непременно столкнуться с тем, что не всегда можно получить желаемое. Когда родители в детстве избавляют ребенка от всякого дискомфорта, они непроизвольно мешают развитию в нем чувства ответственности.

Когда ребенок впадает в гнев и выражает свой протест — ответьте ему спокойно, но твердо, выражая свое сочувствие. Здесь можно привести в пример сотрудника дорожной инспекции. Если вы нарушили правила, он спокойно подходит, представляется и выписывает штраф. Он не кричит — зачем вы нарушили правила, не размахивает руками, пытаясь нагнать на вас страху. Он спокоен и невозмутим. А вы признаете всю свою вину и платите штраф, даже если у вас внутри все кипит от гнева и остается мало денег до зарплаты.

Воспитание ребенка с трудным характером, может быть серьезным испытанием для вашего терпения. Но ваши усилия окупятся сторицей потому, что с годами ваш авторитет поднимется в глазах ребенка. И когда остальные родители будут хвататься за голову от поведения своих детей-подростков — у вас уже будет заложен прочный фундамент доверия и дисциплины.

 Воспитание характера

Для маленького ребенка родители устанавливают границы того, что позволительно и что непозволительно. Потому, что он еще не может знать того, что лучше. Со взрослыми же детьми нужно договариваться о правилах.

Как договариваться с детьми

• Необходимо выбрать время, когда никто никуда не торопится. Например в выходной. Сесть и спокойно все обсудить. Во время такой беседы обязательно выслушиваются предложения с разных сторон. Важно побуждать детей высказывать свои идей, а взрослым при этом следует воздержаться от немедленной критики. Когда все возможные и невозможные предложения высказаны — все вместе обсуждают, что из этих предложений допустимо, а что нет.

disciplineВ качестве решения выбирается те предложения, которые кажутся наилучшими и устраивают всех. Обязательно примите решение об испытательном сроке для каждого выбранного предложения. Это может быть неделя, две, три. После этого на семейном совете оценивается степень пригодности каждого правила.

• Очень важно договориться и том, какое будет наказание при нарушении правил. В случае нарушении правил необходимо напомнить о том, что наказание за нарушение уже обговорено. Таким образом ребенок учится не только закону «причины и следствия», но и практическому принятию ответственности. И что самое важное — взрослому легче сохранить самообладание и избежать суровых методов наказания под воздействием бушующих в нем чувств.

• Положительный метод поддержания дисциплины говорит ребенку, что он важен и что родителям не все равно, какое у него поведение. Воспитание дисциплины помогает понять, какое поведение желательно, и учит детей ответственности за свои поступки. Каждая ситуация, которая требует восстановления дисциплины, дает ребенку новый опыт. Таким образом дети учатся самоорганизованности и самодисциплине.

• Иногда возникают ситуации, когда договоренности не помогают, а беседы не приносят результата. В таком случае родитель берет всю полноту ответственности на себя и устанавливает для ребенка определенные границы или запреты, выражая это твердым и решительным, но в то же время дружелюбным тоном. Настойчивость в голосе даст понять ребенку, что взрослый не шутит.

• Крик и несдержанность могут только ухудшить ситуацию. Угроза порождает в ребенке агрессию и желание нарушить запрет, как только он окажется в не поля зрения взрослого. Если между родителем и ребенком развиты хорошие отношения, если ребенок привык доверять взрослому и чувствует, что он важен — он послушается родителя в этой ситуации, несмотря на возникшее разногласие.

• Запреты и границы стоит устанавливать разумно. На самом деле нужны только те запреты и границы, которые мы способны проконтролировать. Слишком большое количество запретов порождает их инфляцию.

Примеры возможных наказаний:

  • лишение карманных денег на неделю
  • ограничение свободного времени
  • лишение компьютера
  • лишение сладостей и удовольствий
  • придумайте то, что подходит именно вашему ребенку

Каждая семья должна устанавливать те правила, которые будут наилучшим образом действовать в ней. А наказания, которым подвергается ребенок, должны быть связаны с нарушением. Устроил беспорядок — убирай; задержался на прогулке — получил ограничение в свободном времени, дерзко себя вел — лишился компьютера; и т.д.

Зачастую родители ворчат и отчитывают ребенка, а потом исправляют все сами.  В этом случае ребенок лишается важного для него опыта:

  1. он не учится тому, что принесенный ущерб можно исправить и что все можно начать заново;
  2. он не учится нести ответственность за содеянное, т.к. избегает последствий своего поступка. При этом у него развивается защитная реакция, благодаря которой он перестает воспринимать упреки.

Когда мы нарушаем границы

Каждый родитель делает ошибки. В запальчивости мы начинаем действовать точно также, как действовали наши родители: кричать, ругаться, угрожать и бить. Если мы серьезно относимся к проступкам своих детей и не хотим смотреть на них сквозь пальцы, то нам самим следует соответственно вести себя с ними. Мы должны признаться себе, что поступаем неправильно, когда кричим на детей.

disciplineНам следует спокойно разобраться в том, что вызвало у нас такую вспышку гнева. За подобной вспышкой может стоять стыд или же чувство вины за свои ошибки в воспитании. А также разочарование в ожиданиях по отношению к ребенку. Свои проблемы мы вымещаем на детях. За свои неблаговидные поступки мы должны попросить у ребенка прощения. Но наши извинения касаются только того, как мы отреагировали в данной ситуации. При этом сам проступок ребенка для нас остается неправильным и заслуживающим наказания. В данной ситуации ребенок учится понимать, что все делают ошибки, даже родители.

Вывод

Наставление и дисциплина играют важную роль во многих жизненных ситуациях. Воспитание требует усердия, последовательности и четкого представления о том, каким ребенок станет, когда вырастет. Привить дисциплину не просто. Какое-то время она может причинять ребенку дискомфорт и даже восприниматься им болезненно, пока он не научится контролировать свои побуждения и инстинкты.

Если ребенок еще в детстве получит модель ответственного и демократичного отношения к установленным правилам, то он приобретет очень ценное наследство. Научится решать проблемы и конфликты. Полученный практический опыт взаимоотношений может быть использован во взрослой жизни: в дружбе, в коллективе на работе и в собственной семье.

Лали

Добавить комментарий