Воображение и развитие творческих способностей

creativityВоображение — это жизненно важный инструмент для ребенка. С его помощью он учится мыслить и проявлять свою безграничную творческую энергию. Взрослому человеку воображение необходимо во всех сферах его мыслительной деятельности.

Без него невозможно планировать и ставить цели, приходить к выводам, делать заключения. Оно требуется для обучения и усвоения новых знаний.

Развитие воображения

ImaginationИгровой возраст является самым важным для развития воображения. Ребенок выдумывает истории, в которых еще нет четкой границы между действительностью и вымыслом.

Взрослые не должны подавлять творческую энергию, утверждая, что вымысел — это неправда (ложь). Наоборот, ребенку нужно помочь прояснить границы между выдумкой и реальностью. Выслушайте малыша и скажите, что его рассказ очень интересный, но в жизни такое вряд ли случается.

Различные ролевые игры помогают разностороннему развитию детей. Так как, когда ребенок представляет себя строителем, врачом, космонавтом, папой или мамой — он пробует различные роли и открывает для себя жизнь окружающих людей.

Поэтому, наблюдая за играми детей, мы можем увидеть, как ребенок видит мир взрослых. Иногда становится стыдно, а иногда приходишь в полное замешательство.

В некоторых семьях порядок в доме является более важным, чем детские игры. Многие родители негодуют, что игрушки не удерживаются в детской, а разносятся по всему дому.

Это естественно, что ребенок хочет быть там же, где его родители. Тогда во время игр он чувствует себя более безопасно и уверенно. Однако, взрослым проще усадить ребенка перед телевизором, чем приводить весь дом в порядок.

Когда родители постоянно ограничивают своих маленьких детей в играх, те, становясь подростками, стараются больше времени проводить вне дома. Так, как дом еще с детства стал для них местом запретов и одиночества.

 Влияние сказки

talesСказки дают необходимый материал для детских фантазий. Слушая сказки, малыш переживает страхи и радости. В сказках добро борется со злом и всегда побеждает. Переживание сказочных историй рядом со взрослыми, которые создают чувство защищенности, укрепляют веру ребенка в свои силы и в то, что добро обязательно победит.

Некоторые родители не читают детям сказок, потому что предпочитают воспитывать детей только на реальных историях. Но именно сказки развивают у детей сильное воображение. Особенно, если в книге мало картинок, дети сами делают экранизацию сцен сказки в своем воображении.

Хотя картинка, с точки зрения развития воображения, тоже имеет свою ценность. Она может оживить для ребенка рассказ. Хорошая картинка должна давать пищу для воображения, а не изображать все. Выбирая книги с иллюстрациями, придерживайтесь критерия в какой степени они способны стимулировать собственное воображение ребенка.

Игры для детей

Родители должны внимательно относиться к выбору детских игр и игрушек. Критерий для выбора игрушки — она должна способствовать игре и оставлять место для фантазии. Хорошая игрушка та, которая подходит для разных игр. Огромные залежи игрушек в детских, которые лишь действуют взрослым на нервы, бесполезны. Ребенок не нуждается в большом их количестве. Несколько правильно подобранных игрушек вполне хватит для игр и развития ребенка.

Воспитали в детских садах знают, что такие популярные мульти-персонажи как скелетоны и химены, обычно не побуждают детей к играм. На них смотрят, ими восторгаются, им подражают, имитируя увиденные по телевизору сцены, но в них невозможно просто играть.

Роль телевизора в семье

violenceТелевизор и компьютер могут хорошо выполнять свою роль, открывая нам окружающий мир, информируя о новых идеях, помогая в обучении и т.д. Но, если он становится господином в доме, то может нарушить естественный ритм развития ребенка и отношений в семье. Может нанести, вред знакомя ребенка с информацией не по возрасту.

Частый просмотр телевизора, фильмов, мультфильмов, передач для детей и т.д — разрушает творческие способности, инициативу ребенка и делает его пассивным. Готовое смотреть легко, оно сопровождается чувством физического расслабления. Потом тяжело оторваться от экрана, чтобы заняться собственной игрой.

Просмотр не способен активировать мышление и сделать ребенка активным. Зато перегружается детская нервная система. Такую нагрузку ребенок способен выплеснуть только через физическую активность или агрессивность. Отсюда и сложности с концентрацией внимания, рост агрессии. Это происходит независимо от содержания телевизионной программы или фильма. Слушая радио, дети больше используют свое воображение, чем при просмотре телевизора.

Влияние мультфильмов

Веселые и беззаботные детские мультики являются на самом деле не такими уж безобидными, какими кажутся на первый взгляд. Установлено, что в детских мультфильмах в среднем происходит 13,9 случаев насилия в час, тогда как в детективах это число равно 3,9.

Насилие, совершенное под видом юмора, увеличивает детскую агрессивность больше, чем настоящее насилие. Все смеются, когда надо плакать. Никто не думает о жертве и том, что она может чувствовать. Когда спрашиваешь ребенка, что происходило в мультфильме — он обычно отвечает: «там били, пинали, бросали и делали другие смешные вещи…».

violenceРазвлекательное насилие стало очень значительным фактором, увеличивающим агрессию. Оно предлагает для решения проблем применение насилия и формирует позицию одобрения такового. Даже маленькие дети на удивление точно запоминают многие детали драк.

В одном исследовании пришли к заключению, что маленькие дети спустя полгода после просмотра фильма со сценами насилия могут достаточно точно имитировать приемы, использованные в драках. Также установлено, что самые напряженные моменты фильма сохраняются в памяти ребенка и после того, когда все остальное уже забыто.

Нередко ребенок дошкольного возраста подбегает к экрану, будучи привлечен странными звуками, напряженной музыкой или криками в тот момент, когда взрослые увлечены фильмом. В такие минуты он видит самые страшные или откровенные эротические сцены. Поэтому, выясните чем занимаются дети, пока вы смотрите телевизор.

Фильмы про насилие

Установлено, что начиная с 70-х годов насилие в обществе увеличилось в несколько раз. Связь с просмотренными в детстве фильмами очевидна. Изображенное в фильмах насилие влияет на человека тремя способами.

Во-первых, дети подражают увиденному. Если герою фильма, применившему насилие, удалось совершить задуманное, он получает в глазах ребенка высокий статус. Даже последние минуты фильма, в которых решается все и зло получает воздаяние, не стирают того впечатления, которое осталось от модели поведения героя, пусть и отрицательного.

Во-вторых, увиденное в фильме насилие меняет отношение к нему смотрящего на более положительное. Особенно такое влияние оказывает изображение насилия, снятое в юмористическом стиле.

В-третьих, частый просмотр фильмов со сценами насилия влияет на смотрящего тем, что он перестает так сильно реагировать на насилие, как реагировал бы обычно. Замечено, что у тех, кто часто смотрит подобные фильмы, физиологическая реакция на насилие ослабевает. Когда люди встречаются с реальной агрессией, то она не вызывает сильных эмоций у тех, у кого она ослаблена из-за просмотров фильмов.

Притупление эмоциональной жизни с детского возраста — тревожный фактор. То, что оно происходит, это естественная защита организма. Нервная система не способна постоянно реагировать на такие ситуации, которые сильно возбуждают наши чувства. Она защищается и уровень чувствительности понижается.

Снижение уровня чувствительности — это общая тенденция, при которой вообще теряется способность испытывать сильные чувства. В радости мы не ощущаем сильную радость, увлекаясь — мы не загораемся этим, в скорби — мы не испытываем глубокую скорбь. Впечатления выравниваются и жизнь становится бесцветной.

Влияние родителей

parentsВзрослые могут и должны влиять на предпочтения ребенка в выборе фильмов и их содержания. Нужно всегда помнить о том, что самым важным для развития ребенка являются игры. Поэтому, необходимо развивать творческие способности и инициативность ребенка, играя с ним. 

Как известно, предпочтения в просмотре фильмов вырабатываются у детей в дошкольном возрасте. Если в этот период он привыкает пассивно видеть перед экраном, то он будет пассивным и дальше. Соответственно, человек, привыкший к творчеству и проявляющий инициативу с раннего детства, в молодости и зрелом возрасте ставит свои увлечения и дела выше просмотра телевизора и компьютера. 

parentsСледовательно, наш совет — смотрите фильмы вместе с детьми и обсуждайте просмотренное. В этом есть много позитивных моментов. Ведь близкое присутствие взрослого напоминает ребенку о заботе и, что он важен для родителей. Установите временные рамки и ограничения просмотра фильмов и передач.

Также можно придумать различные занятия для всей семьи вместо того, чтобы пассивно сидеть весь вечер перед экраном. Совместное времяпровождение и общие занятия с детьми закладывают фундамент доверия и взаимопонимания на всю жизнь.

Статьи по теме:

education
Дисциплина
education
Ценности воспитания
conflicts
Конфликты с детьми

2 (58)
Компьютерные игры. Насколько это серьезно?

Добавить комментарий