Нравственное воспитание

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание детей зависит от нравственного воспитания взрослого, который всегда рядом.
«А я не хочу!» — это обычное объяснение своего желания ребенком дошкольного возраста. В этом возрасте он еще не понимает других обоснований. Его понимание морали еще не пробудилось. Запрещенное запрещено, пока рядом присутствует тот, кто запретил.

Совесть ребенка «работает» тогда, когда взрослый, установивший правило, находится рядом. Маленький ребенок свободен от некоторых общих норм поведения, поскольку он еще не понимает их. Для более взрослых детей такая свобода вызывает недовольство.

Моральные ценности

С точки зрения развития моральных ценностей и норм возраст от двух до шести лет особенно важен. В этот период у ребенка начинают развиваться совесть и чувство вины. Он усваивает представление о том, что правильно и неправильно, подражая значимым для него людям. Четырехлетний ребенок уже знает что хорошо, а что плохо.

Его ценности основываются на том, что родители или другие важные для него люди почитают хорошим или плохим. Он знает, когда он поступает хорошо, а когда плохо, даже когда взрослых рядом нет.

На этой стадии с помощью практики и опыта устанавливаются границы правильного и неправильного. Взрослые должны серьезно относиться к случаям нарушения границ дозволенного. Но во многих семьях любовь к ребенку закрывает им глаза и к таким нарушениям правил родители, а особенно бабушки, относятся с юмором. В результате ребенок плохо понимает ответственность за свои поступки. Вроде бы так себя вести нельзя, но при этом взрослые шутят и смеются.

moral

Если ребенок приносит домой чужие вещи, ворует конфеты в магазине, обманывает, то очень важно, чтобы взрослые объяснили ему, что так поступать нельзя и помогли исправить ситуацию — вернуть чужое и извиниться.

Таким образом мы можем привить ребенку базовые ценности и научить нести ответственности за свои поступки. Одновременно ребенок избавляется от давящего на него чувства вины, когда дело доведено до конца.

К шести годам ребенок в отношении ко многим вещам становится ритуалистом. Он все делает так, как его научили взрослые. Он слепо доверяет признанным для себя авторитетам: родителям, воспитателям и т.д. В этом возрасте он легко усваивает различные нормы, правила и обычаи. Особенности этого периода нужно использовать для развития у детей социально значимых норм поведения, чувства справедливости и равноправия.

По мере того, как возраст ребенка приближается к школьному периоду, он учится правилам совместных игр. Через игры ребенок адаптируется в группе сверстников без надзора взрослых. Дети сами следят друг за другом и поступающий нечестно выходит из игры. Желание участвовать в игре мотивирует ребенка к принятию правил.

Плохое поведение ребенка

Каждый ребенок, также как и взрослый, периодически нарушает свои моральные нормы и поступает против своих принципов. В результате у него появляются угрызения совести. Задача взрослого в этой ситуации — помочь ребенку справиться с противоречиями и состоянием угнетенности, чтобы научить его ответственно относиться к жизни и быть в ладах с самим собой.

Если ребенок проявляет неуважение к правилам, почитаемым другими, то взрослые выражают свое недовольство и огорчение за обиженных. Если взрослые сразу применяют наказание, то «нравственный багаж» ребенка оказывается еще недостаточным, чтобы отреагировать на происшедшее и, вместо угрызений совести и чувства вины, у него срабатывает такой защитный механизм, как агрессия.

vospitanie

Потерпев наказание, ребенок считает конфликт разрешенным. Если же, наоборот, приостановить ситуацию и помочь ребенку пережить ее с точки зрения пострадавшего, то он сможет почувствовать сострадание и свою вину. После того, как накал страстей спадет, ребенок будет способен сам разрешить ситуацию.

Детей нельзя принуждать просить прощения. Вначале нужно дать им возможность высказать свой гнев. За любым проступком всегда стоит гнев — довольный ребенок не делает ничего плохого. Плохие поступки детей должны заставить родителей прежде всего задуматься о причинах недовольства их чад.

Ребенку нужно дать время спокойно подумать над своим поступком, например, говоря: «когда ты будешь готов попросить прощения, то сделай это до того, как мы сядем за стол». Ему нужно определенное время для размышлений.Когда период ограничен, это помогает сориентироваться во времени. Когда ребенок просит прощения, то важно, что происходит в нем самом. Нужно, чтобы гнев перешел в сожаление о случившемся и желание помириться. Если же ребенок просит прощение под давлением, то этого процесса не происходит.

Учась просить прощения, ребенок нуждается в примере родителей. Взрослые должны просить прощения за то, что вели себя несдержанно и накричали в гневе. Это дает понять, что все могут ошибаться, и уж тем более ребенок.

Чувство вины — это знак работы совести. Когда дети научены спокойно обдумывать свои поступки и получают помощь от взрослых в примирении, они начинают справляться с чувством вины правильным образом. В противном случае, дети защищаются от чувств, приносящих страдание, вытесняя их из своего сознания. Так открывается путь к ожесточению и равнодушию.

Влияние отца

Вызывают интерес исследования, в которых рассматривается влияние отца на моральное развитие ребенка. Развитие детской морали зависит от участия отца в воспитании. То есть от эмоциональных отношений между отцом и ребенком. Если отец суров или очень строг, то, согласно исследованиям, это мешает детям стать морально устойчивыми.

Зачастую дети, у которых есть проблемы с нарушением в развитии, склонность к озлобленности, воровству или другим асоциальным поступкам — имеют проблемы в отношениях с отцом. Отец либо отсутствует, либо отстранился от воспитания детей.

Наказание детей

education

Некоторые считают, что для того чтобы научить детей тому «что хорошо и что плохо», необходимо применять угрозы и наказания, где страх становится мотивом для совершения хороших дел. Этот метод не очень подходит для нормального развития способности ребенка к выбору добра и зла.

Замечено, что метод воспитания, основанный на наказании, требует либо постоянного надзора, либо запуганных и подавленных угрызениями совести детей.

Запрещенное приходится делать тайком. Отсюда напрямую развивается тяга к приключениям, ведь запрещенное кажется таким захватывающим. Удачные преступления становятся фактором, поднимающим самоуважение. Это приводит к пренебрежению общими нормами и моралью, где закон и дисциплину можно нарушать пока никто не видит.

Страх сурового наказания делает детей ранимыми и боязливыми. Иногда страх сурового наказания сопровождается боязнью быть отверженным: «Мы тебя не любим — ты останешься один. Нам не нужен ребенок, который так поступает». Это слишком суровые угрозы, которые вызывают у ребенка чувство тревоги и вины.

Даже будучи взрослым, человек может находиться в плену этих эмоций, а также перед мнением родителей: «что они скажут? Вдруг им это не понравится?» Привитые в детстве страхи воздействуют на сознание человека и препятствуют его взрослению, сознательному принятию ответственности.

Детям нужно помочь в развитии внутреннего осознания добра и зла. Взрослые должны объяснять ребенку почему нельзя поступать так или этак, какие будут последствия. Тогда у ребенка закладывается основа для формирования морали. Если случившееся обсуждается с ребенком, то его способность к разумному выбору получает свое развитие. Когда ребенка благодарят за хороший поступок — у него появляется мотивация и впредь поступать  также.

education

Необходим также и личный пример взрослых, который подтверждает их слова. Если такого нет, то слова не имеют действия. Родители являются живым примером для роста самосознания детей.

Те родители, которые уважают других, любят своих и чужих детей, создают наилучшие условия для развития и роста нравственных качеств своего ребенка.

Важно помнить, что нравоучения родителей и их пример действуют на детей только тогда, когда те уважают и любят их. В этом случае у них возникает желание подражать родителям и следовать их нормам. Если же ребенок живет в атмосфере страха наказания, то его отношение к родителям становится противоречивым, и модель подражания не действует.

Лали

Добавить комментарий